|
Родился
митрополит Иоанн (Иван Матвеевич Снычев) 9 октября 1927 года в селе
Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда - Николаевской) области
в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью и
хотя по возможности ходили в храм Божий - детей своих в вере и
благочестии не воспитывали. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь.
Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не получила
своего закрепления, и отрок Иван оставался вне Церкви. Но уже в
пятнадцатилетнем возрасте он глубоко задумался над смыслом жизни.
Позднее владыка вспоминал, что ему было страшно смириться с мыслью, что
человек по смерти исчезает бесследно, уходя в небытие, и по этой
причине он горько плакал.
Господь,
взирая на тяжкие переживания юноши, особым Промыслом повел его к вере.
Ранней весной 1943 года в частных домах села, где жил Иван, стали
собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из
таких молитвенных собраний пришел и Иван. Здесь он впервые услышал
слово Божие, и в его сердце были посеяны семена православия.
Окончательное
же восприятие веры произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти
преп.Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии, на
танцплощадке. Внезапно Иван увидел всю мерзость грешного мира. В
представшем ему видении вместо танцующих людей он узрел омерзительных
кривляющихся бесов -истинных хозяев этого суетного веселья,
почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента сердце юноши
загорелось огнем веры. Слово Божие разрешило мучившие его вопросы -
человек после смерти не исчезает, а переходит в жизнь будущего века,
наследуя райское блаженство или адские муки - в зависимости от того,
как управил он свое земное бытие.
|
В помощь 16-летнему Ивану Господь послал благочестивую подвижницу
Февронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел
привел его к священнику о.Леониду Смирнову, который первый раз
напутствовал юношу Святыми Таинами. Так началась его церковная жизнь.
В конце декабря 1944 года Иван был призван в ряды Красной Армии, но
через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской
повинности, и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в
г.Бузулуке Оренбургской области. Здесь и произошла встреча,
определившая его дальнейшую судьбу. В это время вновь назначенный на
Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский) искал себе келейника
и послушника. В храме города Бузулука он обратил внимание на молодого
пономаря и взял его к себе. Так в августе 1945 года началась духовная
жизнь Ивана под руководством опытного архиерея.
Келейник
нес послушание в покоях владыки и в храме - в качестве иподиакона. Для
подготовки к проповеднической деятельности епископ почти ежедневно
поручал ему после литургии пересказывать в храме народу жития святых. 9
июня 1946 года послушник Иван после пострига в рясофор с именем Иоанна
был рукоположен своим старцем-архиереем во диакона, а 14 января 1948
года - во иерея.
Убедившись в способностях иеромонаха Иоанна, святитель возлагал на него
весьма ответственные поручения. В то время не во всех приходах епархии
было спокойно, временами возникали внутренние нестроения. Туда-то и
посылал владыка своего юного помощника укрощать человеческие страсти.
Но совместная жизнь священника Иоанна со святителем-старцем
продолжалась недолго. В сентябре 1948 года архиепископа Мануила
богоборческие власти сослали в Потьму (Мордовские лагеря). Осиротевший
о.Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую и окончил по
первому разряду. В 1951 году он стал студентом Ленинградской духовной
академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата
богословия. Подающего надежды богослова даже оставили профессорским
стипендиатом на кафедре сектоведения.
В декабре 1955 года произошла радостная встреча с вернувшимся из ссылки
архиепископом Мануилом, которого назначили на Чебоксарскую кафедру.
Зимой 1956 года о.Иоанн в свободное от стипендиатской работы время
помогал своему архипастырю составлять "Чин архиерейского отпевания", а
осенью он был определен преподавателем Минской духовной семинарии и
пострижен в мантию. Иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и
практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской
библиотекой.
В сентябре 1957 года, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и
Чувашского Мануила, о.Иоанна освободили от преподавательской
деятельности, и он вернулся к старцу-святителю в Чебоксары, где в
течение двух лет помогал ему работать над капитальными трудами:
"Каталогом русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 годы",
"Топографией архиерейских кафедр и викариатств" того же периода и
"Фотоальбомом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958
года". За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 года был
награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями.
В сентябре 1959 года о.Иоанн был определен помощником инспектора и
преподавателем Саратовской Духовной семинарии, где преподавал
гомилетику, сравнительное богословие и Священное Писание Ветхого
Завета. Трудился иеромонах в семинарии всего год и в сентябре 1960 года
снова был направлен в распоряжение Высокопреосвященного Мануила, в то
время бывшего уже архиепископом Куйбышевским и Сызранским. Владыка
определил ему быть священником и ключарем Покровского кафедрального
собора г.Куйбышева (Самары).
Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн в то же
время помогал своему старцу в его литературных трудах и готовил
магистерскую диссертацию. Трудясь долгие годы под омофором архиепископа
Мануила, ученик унаследовал от наставника любовь к исследовательской и
литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории.
В апреле 1961 года иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к
Пасхе 1964 года - в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась
его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 года владыка
Иоанн защитил в Московской духовной академии диссертацию и был удостоен
ученой степени магистра богословия. В 1969 году он утверждается
епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 года ему
поручается временное управление Чебоксарской епархией.
В сентябре 1976 года епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа. В
июне 1987 года он посетил Святую Землю. За чтение в 1988 году в
Ленинградской духовной академии курса лекций по новейшей церковной
истории получил звание доктора церковной истории.
С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Иоанн в сане митрополита
возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Вскоре началась и его активная
религиозно-общественная, публицистическая деятельность, сделавшая имя
петербургского архиерея широко известным как в России, так и за
рубежом.
Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда
Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и
слепым вождям - таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений
владыки Иоанна на страницах российской печати. В чем смысл русской
истории? Что необходимо сделать, чтобы возродить самосознание русского
народа, величие и мощь Святой Руси? Есть ли враги у национальной
России? Как осуществляется в нашей многострадальной стране "тайна
беззакония"? Ответы на эти и другие вопросы давал митрополит в своих
литературных трудах.
Очень быстро он стал признанным духовным лидером
православно-патриотических, национальных сил России. Одно упоминание
его имени вызывало у "демократических" разрушителей страны дрожь
ненависти. По сути владыка Иоанн стал создателем современной идеологии
русского национального возрождения - столь долгожданного для одних и
так ненавистного другим. Впрочем, это была лишь одна из областей
многогранной деятельности старца.
Много пришлось потрудиться владыке по восстановлению и ремонту
возвращенных епархии храмов. Возобновились богослужения в Казанском и
Измайловском соборах, старинных церквах св.Симеона и Анны,
Пантелеимона, Благовещения и многих других. Общее число действующих
храмов выросло в епархии почти в три раза!
Проповедуя за каждым богослужением, митрополит Иоанн находил время
встречаться с горожанами на вероучительных беседах, выступать в
телепрограммах, участвовать в деятельности учебных заведений и
культурно-просветительских организаций. По его инициативе возродился
журнал "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", выпускается газета
"Православный Санкт-Петербург", начало свою деятельность православное
издательство "Царское дело"...
Владыка редко покидал свою епархию. В основном он ездил в Москву на
заседания Священного Синода, постоянным членом которого являлся с 1990
года. В декабре 1994 года он вновь посетил Святую Землю, где отслужил
литургию в храме Воскресения Христова у Гроба Господня...
2 ноября (20 октября ст.ст.) 1995 года митрополит Иоанн скоропостижно
скончался в результате сердечного приступа. На могиле владыки
установлен простой деревянный крест. На металлической табличке -
краткие слова: "Иоанн (Снычев), Божией милостию митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Александро-Невской
Лавры".
|
|