Бельская Сибирь


Продолжая изучать историю мест, где расположены деревни моих предков, я находил все больше новых, уникальных для исследования документов, раскиданных по разным, иногда далеко не архивным хранилищам. Один из важнейших этапов исследований – определение административно-территориальной принадлежности территории в разные периоды времени, был успешно пройден. Обо всем этом я подробно написал  в начале предыдущей работы, напомню лишь, что интересуют меня следующие поселения: Дубно (сейчас г. Андреаполь), Рожня (сельцо Рожня находилось на берегу Западной Двины у деревни Козлово), Синичино, Никитяево, Корниловка, Козлово, Хвостово. В 19 веке деревни (кроме Хвостово, которая находилась уже в Тверской губернии) располагались на территории Бельского уезда Смоленской губернии, а сейчас – Андреапольского района Тверской области. Теперь предстояла рутинная, но очень увлекательная работа по изучению жизни людей в те времена, их быта, нравов и… разоблачению мифа о серости и убогости наших предков.

Документы, дошедшие до нас


Однажды, совершенно случайно, у меня оказались "Памятные Книжки" различных губерний Что они представляют собой, какую информацию несут и насколько могут быть полезны человеку, изучающему историю? В Российской империи "книжки" стали выпускаться с 1830 года, они содержали информацию о составе и занятиях жителей, состоянии природы, экономики, культуры и быта.  Прекратили выпуск этих важнейших для сегодняшних историков документов в 1917 году. Во всех  губерниях, где они выпускались,  памятные книжки имели свои особенности. В наиболее полном виде они включали в себя четыре крупных раздела: адрес-календарь (перечень всех губернских и уездных правительственных и общественных учреждений с их личным составом), административный справочник, статистический обзор (статистические таблицы населения, землевладения, сельского хозяйства и т. д.) и научно-краеведческий. Кроме историков, данный материал имеет огромную ценность для людей, занимающихся генеалогией, к коим я отношу и себя. Зная, что интересующие меня деревни находились в Бельском уезде Смоленской губернии я, естественно, начал с изучения "памятной книжки Смоленской губернии".  Просматривая содержание памятной книжки 1857 года издания, я обратил внимание на запись: "Статистическая, историческая и нраво-описательная записка о местности называемой Сибирью, в Бельском уезде, В. Савинова". (Здесь и далее при цитировании, я буду соблюдать оригинальную орфографию) Удивлению моему не было предела, какая Сибирь, ведь я изучаю европейскую часть России?! Ответ был найден быстро, но обо всем по порядку.

Предыстория появления документа


Великий князь Константин Николаевич Романов
Великий князь
Константин Николаевич Романов
Так что же это за Сибирь, которая расположилась в самом центре европейской части России и привлекшая внимание исследователей земли Русской, кто эти исследователи? Из первых строк документа становится понятно, что изучением "Бельской Сибири" занялось Географическое общество, "…где первый камень основания заложен просвещенною рукою ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГА ВЫСОЧЕСТВА Великага Князя Константина Николаевича". Речь идет о сыне Николая I – Константине, который согласился стать первым председателем Русского Географического общества, созданного 18 августа 1845 года. В следующих строках вступительного слова к "записке" встречаем послание к нам, ныне живущим:
"С быстротою распространяемого просвещения отеческою деятельностью нашего правительства, конечно, найдутся и описатели, но и в настоящее время, рассчитывая на труд потомства, каждый предок, владеющий пером и сведениями, по нашему мнению, должен вносить свою страницу в любопытную и поучительную книгу повествований и рассказов о России. Что думаем – то и исполняем".  (Пам. книга Смол. губ., 1857, стр. 125)
Я с удовольствием выполняю поручение, данное нам более 150 лет назад, только о чем писать? О том, что мы уничтожили все то, что они созидали, и возвращаемся к средневековью? В конце прошлой своей статьи я поделился впечатлениями об увиденном, надеюсь, потомки это оценят. Но вернемся к "Сибири".

Географическое положение


Участники научной экспедиции, организованной Русским Географическим обществом, шаг за шагом, изо дня в день записывали все то, что происходило с ними, что видели и кого встречали по дороге. Очень важно описание пути, по которому они следовали, по нему можно точно определить, где на самом деле находилось загадочная местность, со столь необычным названием:
"Около ста верст к северу от города Белого, отдаваясь на право по большой Торопецкой дороги, раскидывается перед вами извилистый проселочный путь, разбегающийся в чащах мелкого паростника и редкого ельника. Мелькая оврагами и руслами высохших рек – путь, почти на каждом шагу изменяясь в приятных видописях – пролегает несколько в гору. Оставив влево благоустроенную попечениями доброго помещика и рачительного хозяина деревню (Мастыщину) А. А. Рачинского, вы, пробежав шесть верст вперед, встретите обширный участок земли – с его неисходными лесами, в которых – то вьется ручеек, то встает холм живописный до того, что сам напрашивается под карандаш художника…. Это Бельская Сибирь….". (Пам книжка Смол. губ., 1857, стр. 127)
Далее идет описание "Сибири", которое так же поможет в установление ее истинного местоположения:
"Из замечательных рек, пробегающих в новооткрытой нами Сибири, должно назвать реку – Молодой Тудь. Местами довольно приглубокая, она бежит извилинами в крутых берегах и в селе, - называемом "Сковорода" при Самаринской мельнице вливается в Волгу". (Стр. 128)
Теперь обратимся к старым и современным картам. Город Белый и сейчас существует, название его не изменилось, а вот реки "Молодой Тудь" нет, зато существует "Тудовка", впадающая в Волгу, что  вполне подходит под описание, а на реке этой стоит город – Молодой Туд. Сопоставив все эти факты, район этого города  можно считать центром "Бельской Сибири"! Примерное расстояние от Молодого Туда до Андреаполя – 100 километров, это не очень большое расстояние, значит, образ жизни жителей, описываемых участниками экспедиции и живущих в изучаемой мной местности, не должен сильно отличаться. Но ведь не зря Географическое общество заинтересовалось именно этим местом, значит, возможна некая его уникальность? Надеюсь, мы найдем ответ и на этот вопрос.

Первые впечатления


Путь экспедиции пролегал между множества холмов, одни были покрыты лесом, другие представляли собой вид насыпи или курганов. Можно было подумать, что они искусственного происхождения, но вот что думали по этому поводу исследователи: "… если сверившись с Историею придем к тому заключению – что земля эта никогда не всасывала вражьей крови и не была свидетельницею нашествий и вражды на смерть и жизнь… Безвестный уголок… никто его не отстаивал, да никто его и не искал!... Татары, Поляки и Французы – времен первого Наполеона – небыли здесь… Правда, есть предание – что последние подходили к Белому, но, испуганные рассказом какого-то сметливого мужичка – что в городе и за городом бивуакирует невидимое множество казаков, повернули в сторону и Сибирь, только по слухам, сведала о существовании Наполеона – и что он, по общему мнению, непременно должен быть Антихрист". Исследователей интересовало все, они любовались природой, разговаривали с местными жителями и изучали их нравы. Им поведали, что в недавнем прошлом в здешних местах водилось множество рысей, которые нередко попадали под охотничий прицел, но теперь это такая же редкость, как и куница. Очень интересно читать о нравах здешних людей: "Они честны, миролюбивы, гостепреимны и преданы родине. Все эти качества безусловно принадлежат им и бесспорно должны принадлежать – как Русскому человеку. При наборе ополчения они честно и благородно высказались: "Честь нам, а Царю слава!" - охотно встали в ряды христолюбивых защитников родины…. ".

Почему "Сибирь"?


Читателю,  видимо, не дает покоя вопрос: Почему же так необычно называется это место? Автор "записок" не поленился рассказать нам и об этом:
"Предание и самые поселенцы этаго уголка следующим фактом решают замечательный вопрос: Откуда и почему явился клочок земли соименный стране – прославленной Ермаком и Кучумом? Блистательный вельможа и воин ВЕЛИКАГО ПЕТРА, Граф Шереметьев не редко от щедрот Царя, высоко ценившего ум, заслугу и преданность, - награждался целыми десятинами населенных и богатых имений…. На юге, севере, востоке, западе и в центре воспрянувшей тогда России более или менее, но везде встречались его милые владения. Конечно, такие обширные имения со стороны владельца требовали несколько и административнаго управления ими – тем более что даже и для целой страны тогда еще только зарождалась правильная администрация, входя в свою нормальную, обдуманную глубоким разумом силу. Из нескольких сотен семей, принадлежащих графу, по законам различия между добром и злом, - не могли же не родиться уроды, и крестьяне, замеченные в безнравственности или проступках, осуждение которых не привышало власти владельца, по его мнению должны были открывать себе русский Батапибей и насели таким образом сказанный участок, названный им же Шереметьевым – Сибирью. Вот родоначальники жителей этой местности, которых круглым числом мужского и женского пола можно считать до 1000 человек. – Впоследствии времени, небогатые дворяне, обласканные милостями Фельдмаршала, тут же селились на даренной земле, или приобретали ее незначительною покупкою".
Вот теперь все становится понятно, просто граф Шереметьев устроил свою маленькую "Сибирь", как место для ссылки оступившихся, всевозможных "уродов, замеченных в безнравственности и проступках", на территории его владений. Место это было подобием Сибири настоящей, известной как место ссылки преступников Российской Империи. Что же, очень разумное и, главное – гуманное решение для того времени.
В принципе, можно было бы закончить знакомство с "Сибирью" графа Шереметьева, но хочется подробнее, более детально узнать о быте местных аборигенов, об их домах и орудиях труда, отношениях между собой. Необходимо это для того, чтобы сравнить с жизнью людей в "моих" деревнях, о которой я  буду узнавать из других источников, иных архивных документов той эпохи.

Быт "Бельских Сибиряков"


Чтобы не напрягать читателя многочисленными цитатами, я постараюсь своими словами пересказать все то, что так тщательно записывали исследовали из Русского Географического общества. Очень интересна запись о местном правосудии. Как и в любом обществе, между жителями возникали споры, появлялись обидчики и обиженные. Разрешались конфликты довольно оригинальным способом. Жил здесь некий старик, звали его необычно – Капитан Бабай. У крестьян и дворян пользовался Бабай большим авторитетом, вот к нему и приводили провинившихся, которые, по приказу Капитана, должен был, снявши головной убор и встав на колени, покаяться и попросить прощения у обиженного. Как правило, импровизированный суд заканчивался примирением сторон, которое закреплялось чаркой водки и целованием участников "судебного процесса". Но не всегда провинившийся каялся, да и проступок мог оказаться слишком тяжким, в этом случае его могли отдать в руки правосудия более грозного, государственного.
Такие происшествия в жизни "Сибиряков" случались не часто, в основном же жизнь их протекала не спеша, без суеты и потрясений, придерживаясь изречения: "Рано вставая и рано ложась, человек делается здоровым, богатым и мудрым". С первым у них было все в порядке, ведь климат в этой местности очень благоприятный для человека, они не голодали и не страдали излишеством пищи, что можно наблюдать в наше время, особенно у городских жителей. Постоянный крестьянский труд на свежем воздухи избавлял от необходимости в утренней зарядке, а отсутствие какой-либо промышленности не отравляло организм токсичными выбросами. Что касается второго пункта – богатства, то у них оно понимается по-своему. Меня удивляют высказывания наших современников о нищем существовании населения той эпохи, на чем они основываются, с какими ценностями идет сравнение? В подавляющем большинстве подобные изречения можно услышать от людей опять же городских, пресыщенных всевозможными излишествами и блудом. Думаю, попади они в те условия, то долго не прожили бы. Ведь не было тогда гипермаркетов и "шопингов" по ним, не бредили идеей поездок  на Кипр и Канары, не страдали Интернет и телезависимостью. Женщины занимались делами женскими и не ходили по деревне в мужицких штанах с самокруткой в зубах. Мужики, от природы наделенные силой, выполняли свою, мужскую работу, а не стояли у плиты и тазика с посудой. Тогда жили проще, запросы были отличные от нынешних, а сравнивать уровень жизни людей с таким значительным разрывом во времени – бред. Следует, наконец, уяснить, что каковы запросы, таковы и ожидания и, соответственно, степень удовлетворенности результатами. Нищета, благополучие, излишество – вот, на мой взгляд, три составляющих уровня жизни людей. В наши дни люди перестали видеть разницу между благополучием и излишеством, что и приводит к неадекватному мироощущению, к желанию иметь ненужное.
Посмотрим, к примеру, в какой обстановке жили, трудились и воспитывали детей поселенцы "Бельской Сибири".
Зайдя в дом и перекрестившись на иконы, гость отдавал поклон хозяину, только после этого можно было рассчитывать на радушный прием и чувствовать, как у себя дома. Пока на сковороде готовилось угощение в виде баранины (непременно баранины!), можно было осмотреться и увидеть множество московских литографий: похождение Красного Носа; маленького Аделя, уносящего на коне свою красавицу; Апполона, дерущегося с Уодасом, сыном Нептуна за красавицу Марпену и многие другие творения известных авторов. Пока гость осматривался, поспевала и неизменная баранина. Следует отметить, что местными жителями строго соблюдался пост, мясная пища была позволена только в скоромные дни. Не дай Бог кто-то, украдкой, втайне от других нарушал пост и об этом становилось известно, то грешника называли просто Каннибалом.
Хлебопашество в здешних местах не приносило большого урожая, так как почва была каменистая, поэтому как крестьяне, так и дворяне (небогатые), занимаются продажей леса, "придерживаясь умнаго правила: Когда нет чего любить – люби что есть". Еще добывали в здешних местах глину. Вот что сказано об этом в "записках":
"…местами попадается и глина, которая, по нашему скромному разумению, принадлежит к сливному типу глин (Densus). Попадается, судя по рассказам и вкрапленная (Jnspersus). Нам удалось встретить первый разрабатываемый крестьянином Графа Шереметьего "Ёжиком", которому, по справедливости - надо бы называться кротом…. Пласт чистой глины иногда залегает на глубине двух саженей земной поверхности, и "Ёжик", как сам рассказывает, частенько проводит целые дни в земле. Место таких разработок , особо замечательное - по обилию материала - залегает у села называемого Спас-Перебор…"
Изучая полезные ископаемые "Сибири", исследователи услышали достоверное сказание о золотом самородке, наденном в здешних местах:
"Говорят, у сибирского помещика - Фомы Гавриловича Грахольского, когда-то бывшего Станового Пристава Бельского уезда, еще и теперь хранится - как редкость - золотой самородок (Aurum nativum) - в величину обыкновенного яйца. История этого золотого яйца для нас последовательно неизвестна. Мы только положительно знаем, что самородок найден в Бельской Сибири, но где? В каком роде земли? При каких обстоятельствах? Какая россыпь обслаивала самородок? Все эти вопросы, конечно, может разрешить сам владелец сокровища, а с владельцем мы не имели удовольствия встретиться. Над этим яйцом мы задумываемся с чрезвычайно корыстолюбивыми видами…. Что если - в самом деле маленькая Сибирь - пародия на золотое дно, на яблоковый и становой хребты - зарыла в себе - хоть в миниатюре, хорошенький песок Калифорнии? Что тогда? Ёжик на золото будет покупать сальные свечи…. Тгда уж, в Бельском уезде, совсем прощай magna opera!.... Прощай мысль об искусственном золоте: сама земля приносит золотые яйца!"

Вот такими мечтателями оказались члены Географического общества… Самое интересное, что в "записках" нет и слова об алчности или жадности местных жителей. Продолжая знакомиться с местностью, путешественники отмечали здоровый климат этого удивительного уголка необъятной России! Это и не мудрено, ведь здесь гористая местность, сухость почв и совершенное отсутствие болот. Воздух чист! Даже во время эпидемии холеры, смертность здесь была весьма незначительна.
Отмечается в путевых записях и необыкновенное гостеприимство хозяев, "переданное им предками с большим заветом, которое они усердно блюдут". Преданность старине и неприятие всяческих новшеств в свою жизнь объясняется просто: люди здесь "выстарились". Все их предания, рассказы и понятия - все это казалось исследователям давно отжившей стариной. Местные жители, мало контактируя с "большим светом", больше слушали рассказы своих отцов и дедов и, естественно, жили так, как те их учили. Между этими людьми и населением вне "Сибири", прослеживалась четкая грань. Разговорившись с ними, географы невольно задавали вопрос: "Как это люди, живя в настоящем времени, отталкивают его от себя с необъяснимым хладнокровием, и увлекательно живут в прошлом? Задавая вопросы о нынешних событиях в государстве, можно было не получить ответа, а вот историю они знали отменно и, не приведи Господи, кто-то осмелился бы тронуть их матриотическое чувство… Тот час будут брошены мирные орудия труда, а косы, единственное их оружие, пойдут на "кровавый сенокос". Во славу Царя, в защиту Отечества!". Следует отметить, что практически во всех изучаемых мной старинных записках и исследованиях постоянно прослеживается необычный для нашего времени дух патриотизма, любви к родной земле и своему народу, готовность не жалея жизни встать на защиту своего Отечества. Так что же произошло с нами сегодня, какая болезнь поразила наше общество?

Исследуя жизнь поселенцев "Бельской Сибири", изучая нравы и обычаи этих обособленных от внешнего мира людей, дивясь их непосредственности и удовлетворенности жизнью, исследователи не преставали задаваться вопросом: Что "Сибиряки" считают смыслом жизни, в чем причина их счастья? Автор записок так изложил свои мысли по этому поводу: "… а не в имени ли Царя жизнь, судьба, воля действий, мысль и счастье Русского человека?".

Читая "Статистическую, историческую и нравоописательную записку о местности, называемой Сибирью", не устаешь поражаться духовной чистоте Русских людей той эпохи, их вере в Бога и Царя, любви к своей Отчизне! Может, стоит прислушаться к современным приверженцам монархического строя в России? Может, дождется достойного хозяина Царский трон?


Один, побольше - для Царя,
Другой, поменьше - для Царицы
И третий замыкает ряд –
Туда б наследнику садиться.
И новой дорогой парчой,
Стоят обтянутые троны,
Как будто власти ждут иной
Под монархической короной.

Ну, а пока они пусты -
Никто страной  не управляет,
Народ на грани нищеты,
Что будет дальше – Бог лишь знает.
Но это только до поры,
И троны вновь Царя дождутся.
И будут изгнаны воры,
С земли благословенной Русской
(с)


Иван АЛЕКСЕЕВ
© При цитировании материала статьи ссылка на источник обязательна!



Родословие
Контактная информация
E-mail: aleksee-iva@yandex.ru

  Rambler's Top100 
Hosted by uCoz